Обязан ли я что-то делать, или я сам делаю выбор?

Лет 10-15 назад я очень увлекался различными тренингами по саморазвитию, книжками по повышению эффективности, рецептами по преображению своей жизни и прочими подобными вещами. Потом мой интерес к подобным материалам поутих, поскольку я понял, что никаких особых секретов нет и говорят все об одном и том же (не без манипуляций с целью выкачивания денег). А говорят в общем-то о простых вещах, которые тем не менее большинство людей не учитывают в процессе своей жизни.

Обязан ли я что-то делать, или я сам делаю выбор?

Вот недавно наткнулся на YouTube на очередной материал подобного рода — лекцию Владимира Герасичева «Сопротивление и выбор». Посмотрел с удовольствием. А говорил он опять же о простых вещах, которые можно сформулировать парой предложений. Самомотивация, как и вообще любая мотивация — это обман. Если вы работаете в согласии с собой, то мотивация не нужна. А если согласия с собой нет, то никакая мотивация не поможет.

Видео интересное, рекомендую посмотреть.

Ниже я позволил себе вывести некоторые тезисы из этой лекции в моем вольном изложении. Надеюсь общий смысл передал правильно. Опять же — все эти тезисы очевидны и практически всем знакомы, но мало кто реально использует эти знания в течение своей жизни.

  • В жизни есть события, а есть интерпретация этих событий с точки зрения конкретного человека. Сами по себе все события нейтральны, негативными или позитивными могут быть только их интерпретации. Очевидно, что у разных людей разные интерпретации. Проблема заключается в том, что большинство людей не разделяют событие и свою интерпретацию, объединяют их в единое целое.
  • Большинство поступков в своей жизни каждый человек совершает исходя из предыдущего опыта, по привычке, едет по наезженной колее. Проблема заключается в том, что в такой ситуации невозможно вырваться за рамки обыденного и совершить в своей жизни значительные изменения. Если делать все как раньше, то и получаться все будет так же, как раньше.
  • Одна из злых шуток, которую сыграла с нами школа — это ошибочные убеждения по поводу знаний. За знания ставят пятерки, а за незнания — двойки. Пятерки это хорошо, а двойки — плохо. Соответственно, знание — это хорошо, а незнание — плохо. Эта привычка переносится и во взрослую жизнь — человек боится признаться (даже себе), что он чего-то не знает; взамен этого он придумывает знание на пустом месте, притворяется (даже перед собой), что на самом деле он все знает. Человек притворяется, делая при этом вид что он не претворяется, но продолжая претворяться. В то время как принятие своего незнания по какому-то вопросу дает очевидное преимущество — позволяет это самое знание получить. К тому же, это снимет определенный уровень сопротивления жизни, сделает жизнь легче.
  • Первое, что необходимо сделать с привычкой — это осознать ее. Если мы замечаем привычку — мы ей владеем, если не замечаем — она владеет нами.
  • Сопротивление — это тоже привычка. Задумайтесь об этом, когда в следующий раз будете пытаться кому-то что-то доказать.
  • Слова «надо» и «должен» обычно вызывают сопротивление и раздражение. Надо следить за собой и своим телом, надо заниматься спортом, надо зарабатывать деньги, надо книжек больше читать… Однако важно не путать понятия «надо» и «важно». «Надо» — это что-то навязанное кем-то со стороны или самим собой, да еще и то, чего не сделать нельзя (отсутствие выбора).
  • Выбор — это ключевой момент. Выбор — это то, что человек делает вне зависимости от договоренностей.
  • Любое сопротивление вызывает ответное сопротивление. Люди не могут заниматься творчеством в контексте страха, доминирования и должествования.
  • Никто никому ничего не должен. У вас всегда есть выбор. И каждый свой выбор каждый человек делает сам. Вся наша жизнь — это цепочка последовательных выборов. И все если это учитывать, то выбор делается исходя из последствий или приоритетов, а не в контексте «надо/должен».
  • По части обещаний можно выделить три вида выбора. Первое — пообещать или не пообещать. Второе — делать то, что ты пообещал, или не делать. Третье — выбор своего отношения к происходящему (положительное, отрицательное, нейтральное).
  • «Если я чего-то не делаю, то я скорее всего этого не хочу» — ошибочное мнение. У каждого человека в течение каждого дня возникает масса желаний. Естественно, все эти желания не осуществляются моментально, и это хорошо. Желание — это параллельный процесс. Мы что-то делаем, и в процессе деятельности чего-то желаем.
  • У каждого из нас есть определенные ожидания. И когда реальность не соответствует этим ожиданиям, возникает сопротивление. Реакция вследствие сопротивления может быть разной у разных людей — агрессия, истерика и т.п. Повторюсь, самое главное, что нужно понять — реакция эта вызвана сопротивлением вследствие несовпадения реальности с ожиданиями.
  • Отдельная тема — ваше отношение к происходящим вещам. Вас кто-то нагло подрезал на машине или вы его вежливо пропустили? Вопрос выбора: событие одно и то же, а интерпретация совершенно разная.
  • Когда человек замечает и признает свое сопротивление внешним факторам, у него появляется выбор — сопротивляться или не сопротивляться. Истины как таковой нету и причин для сопротивления нету, пока ты эти причины не создаешь. Причины создаются опять же из-за ожиданий, которые не совпадают с реальностью. А ожидания появляются из прошлого опыта.
  • Если у нас нет предыдущего опыта по конкретному вопросу, то Мы не можем сделать вывод о правильности выбора до того, как сделаем этот самый выбор. В подобных случаях многие предпочитают не делать выбора вообще, а заниматься ментальным самоудовлетворением, ограничиваясь только прокручиванием в голове возможных сценариев развития событий.
  • У нас есть выбор и в тех случаях, когда этому выбору предшествует опыт. Например, мы каждое утро встаем и идем на работу. Тем не менее, каждое утро у нас есть выбор — мы можем вставать и идти на работу или не вставать и не идти на работу.
  • Человек обычно хочет расставить приоритеты, заранее просчитав последствия. Но он не может этого сделать. Пока он не сделает тот или иной выбор — он не знает, какие будут последствия этого выбора.
  • Если мы нацелены на сопротивление, то мы всегда найдем что-то, чему можно сопротивляться.
  • Для смены выбора при сопротивлении нужно сделать три шага: осознать сопротивление, признать его, и после этого можно сделать какой-то другой выбор.
  • Если вы хотите попасть из пункта «А» в пункт «Б», необходимо в первую очередь признать, что вы находитесь сейчас в пункте «А». Только после этого можно решать, что нужно сделать, и предпринимать конкретные действия для того, чтобы попасть в пункт «Б». Только признав то, что есть, вы можете выбрать то, чего пока еще нет.
  • Резюмируя: Прекратите делать то, что вы должны делать. Вместо этого делайте то, что для вас важно. Возможно, то, что раньше казалось обязательным к исполнению, просто важно для вас? Если так — делайте это с удовольствием. А если это для вас не важно — просто перестаньте это делать. То есть вся суть в отношении к происходящему. Например, ребенок может застилать кровать с удовольствием и радостью, если он делает это по своей воле, но то же занятие может превратиться в каторгу при переходе в категорию «должен/надо».